Спасти рядового Заемщика

Банк «Русский Стандарт», который славился жестким подходом к взысканию долгов, решил изменить систему коллекшена. Как коллекторы помогают попавшим в сложную финансовую ситуацию заемщикам и помогает ли это вернуть долги?

Банк «Русский Стандарт», о коллекторах которого ходило немало пугающих историй, внедрил новый сервис для проблемных заемщиков — помощь в поиске работы.

На сегодняшний день служба Collection банка «Русский Стандарт» уже завершила пилот нового сервиса для помощи должникам в трудоустройстве. В рамках тестирования сервиса заемщикам было направлено более 15 тыс. вакансий.
Кредитная организация поделилась историями должников, которым удалось помочь таким образом.

Стал «мужем на час»

55-летний Виталий работал сантехником в ЖЭКе, в аварийной службе. Когда сменилась управляющая компания, его сократили, сказав, что такой штат ЖЭКу больше не требуется.

«Виталий купил холодильник в рассрочку, необходимо было возвращать долг. Менеджер по сбору просроченной задолженности предложил заемщику попробовать устроиться в компании, которые принято называть «муж на час», чтобы брать именно те заказы, где требуются услуги сантехника. До этого Виталий и не знал о существовании таких сервисов, не представлял, как туда устроиться, поскольку Интернетом особо не пользовался. Мы помогли подобрать подходящую вакансию, и теперь клиент трудоустроен по специальности, но уже в более современной компании», — рассказали в пресс-службе банка.

Виталий купил холодильник в рассрочку, необходимо было возвращать долг. Менеджер по сбору просроченной задолженности предложил заемщику попробовать устроиться в компании, которые принято называть «муж на час», чтобы брать именно те заказы, где требуются услуги сантехника.

Рабочее место в тепле

Вторая история — о женщине, которая более десяти лет проработала кондуктором и также попала под сокращение.

«Светлана долгое время не могла устроиться на работу, пропустила несколько платежей за стиральную машину, которую брала в кредит. Менеджер банка по сбору просроченной задолженности предложил несколько вариантов для возвращения в платежеспособное русло. Была предложена реструктуризация, затем — отсрочка платежа. После разработки проекта о трудоустройстве Светлане было предложено поучаствовать в пилоте. Ей довольно долго подбирали вакансии, дело осложнялось отсутствием образования. Но после нескольких предложений работу все-таки нашли. Светлана сейчас трудится консьержем в многоэтажном доме. Эта работа оказалась гораздо комфортнее предыдущей — рабочее место находится буквально в соседнем доме, в тепле, да и зарплата выше. Отметим, что Светлана на сегодняшний день рассчиталась по своему кредиту», — рассказали в банке.

Предупреждать надо!

По итогам тестирования сервиса наиболее популярными сферами занятости стали: продажи, рабочий персонал, строительство, проектирование, недвижимость, домашний персонал, промышленность, производство. За три месяца коллекторы помогли найти работу примерно 20% от участвующих в пилоте клиентов банка.

Воспользоваться сервисом могут не только должники, но и клиенты, допустившие разовую просрочку. А также просто клиенты, которые обратятся с этой просьбой.

«Параллельно с поиском работы обсуждаются возможные варианты погашения долга, в частности льготная отсрочка платежа — перенос срока платежа по кредиту на более поздний срок, пока клиент сможет благодаря новой работе вернуться в нормальный платежеспособный режим», — прокомментировал руководитель дирекции по работе с проблемными активами банка «Русский Стандарт» Эдуард Быстрай.

При этом он отмечает, что банк готов обсуждать варианты отсрочки платежей только с теми заемщиками, которые предупредили кредитную организацию о своих проблемах самостоятельно.

«Конечно, если заемщик заранее обратился в банк и предупредил о возможной просрочке именно по данной причине, быстро и аккуратно реагировал на предложения в части предоставленных вакансий, сделал все возможное для выхода на новую работу, только в таком случае банк может рассмотреть возможность льготной отсрочки платежа по кредиту до первой зарплаты на новом месте трудоустройства», — говорит Быстрай.

В «Русском Стандарте» считают, что новая стратегия Collection показала хороший результат: в последние три месяца банку ежемесячно удается вернуть 700—900 млн рублей долгов, вышедших на просрочку. С момента начала действия проекта этот показатель вырос на 35%.

Было бы желание — деньги «нарисуются»

Идея помощи заемщикам, попавшим не по своей вине в сложную финансовую ситуацию, готовы использовать и МФО. Подобный проект собираются развивать «Домашние деньги». «Компания «Домашние деньги» в 2018 году также будет реализовывать проект по трудоустройству должников, оказавшихся без работы. Для любого должника, который потерял работу, это станет дополнительным инструментом в ее поиске», — отмечает главный исполнительный директор ООО «Домашние деньги» Андрей Бахвалов.Понимая, что платить нужно, наш сотрудник с заемщиком начали искать новые инструменты заработка. Выходом стало увлечение клиента живописью — он выставил на продажу свои работы, и на них возник спрос.

«Если говорить о нетривиальных советах и помощи, то в нашей практике был случай, когда заемщик никак не мог расплатиться по займу: неожиданно сократили с работы, а новое место найти не получалось — по факту стандартная ситуация. Понимая, что платить нужно, наш сотрудник с заемщиком начали искать новые инструменты заработка. Выходом стало увлечение клиента живописью — он выставил на продажу свои работы, и на них возник спрос», — рассказал Бахвалов.

Вместо «Отдай» заемщик слышит: «Мы готовы помочь»

Если кредитор оказывает проблемному заемщику индивидуальное внимание и предлагает нестандартные способы решения проблемы, результат будет положительным, полагает генеральный директор коллекторского агентства «КИТ Финанс Капитал» Денис Аксенов.

«Индивидуальный подход помогает в максимально короткие сроки и наименее безболезненно для обеих сторон — кредитора и заемщика — урегулировать проблему погашения долга. Это правило работает только тогда, когда у кредитора есть ресурсы работать вне типологизированных рамок. Если в беседе с клиентом предложить ему пару вакансий, найденных в открытых источниках, это поможет расположить к себе клиента. Ведь он вместо фразы «Отдай» слышит: «Мы готовы помочь», — объясняет он.

По словам Аксенова, коллекторы готовы вести диалог с заемщиками и помогать им с решением финансовых задач.

«В нашей практике были примеры, когда мы предлагали и помогли собственнику жилья с его согласия временно сдать в аренду это жилье. Чтобы за счет арендных платежей он сумел войти в график выплат по ипотечному кредиту. Был случай, когда мы помогли заемщику добиться страховой выплаты по страховке, что также позволило погасить задолженность: наш юридический отдел бесплатно для заемщика составлял досудебную претензию в страховую компанию и контролировал соблюдение соглашения со страховщиком. Также помогаем заемщикам составлять исковые заявления, привлекать оценщиков, снимать жилье с торгов и привлекать покупателей, готовых предложить большую сумму. Кроме того, мы можем содействовать в рефинансировании кредита под более низкую процентную ставку. Были случаи, когда помогали заемщику продать закладную знакомым и друзьям: задолженность погашалась, а залог переходил в дружественные заемщику руки», — рассказал Аксенов.

Источник: Банки.ру.

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect. clicking on ".mobile-menu-biblioteka-footer" toggles class "show" on ".block-menu-biblioteka" clicking on ".menu-top-menu-container li:nth-child(1)" toggles class "show" on ".menu-biblioteka" clicking on ".menu-top-menu-container li:nth-last-child(1)" toggles class "show" on ".menu-biblioteka"
Сервис обратного звонка RedConnect