Государственные субсидии

В статье рассматриваются подходы к учету госсубсидий с позиции МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».

Речь идет о гарантийных организациях, которые согласно п. 2.1. приказу Минэкономразвития России от 25 марта 2015 г. № 167

«Предоставление субсидии федерального бюджета субъекту Российской Федерации на реализацию мероприятия по созданию и (или) развитию гарантийных фондов, фондов поручительств как юридических лиц, одним из учредителей (участников) или акционеров которых является субъект Российской Федерации, созданных для обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развитию системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, основанным на кредитных договорах, договорах займа (за исключением займов, предоставленных организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства), финансовой аренды (лизинга), договорах о предоставлении банковской гарантии и иных договорах».

Первоначальное признание.

Для целей признания государственной помощи в бухгалтерском учете в МСФО имеет значение тот факт, нужно ли впоследствии возвращать сумму займа или нет. В этой связи разработчики стандартов выделяют несколько категорий государственной помощи:

  • непосредственно государственные субсидии;
  • условно безвозвратные займы;
  • другие специфические формы помощи государства компании, например предоставление кредита под низкий процент для приобретения актива и т. д.

Разница между государственными субсидиями и условно-безвозвратными займами состоит в том, что первая категория, согласно логике МСФО, предоставляется под обмен на предоставление ресурсов государством.

Вторая категория относится к займам, в отношении которых компания может отказаться от погашения предоставленных государством сумм, если выполнит задаваемые ему условия. Вторая категория может переходить в первую, если имеется обоснованная уверенность в том, что компания выполнит задаваемые ей условия.

МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий» предлагает использовать на выбор два подхода: с позиции капитала и с позиции доходов (рис. 1).

Таким образом, в случае с учетом госсубсидий гарантийных организаций необходимо применять подход капитала.

Согласно которому предоставление субсидии федерального бюджета гарантийной организации на реализацию мероприятия по созданию и (или) развитию гарантийных фондов, фондов поручительств как юридических лиц, одним из учредителей (участников) или акционеров рассматривается при первоначальном признании как доходы будущих периодов, т.е. обязательства.

При рассмотрении применения ОСП № 501-П в отношении госсубсидий, рассуждаем таким образом.

  1. Обязательства организации по договорам займа (кредитным договорам) признаются финансовыми обязательствами.
  2. При признании государственной помощи в учете следует помнить, что такое признание может быть отражено в случае, если:

— организация будет соблюдать все условия, на которых предоставляются субсидии;

— субсидия точно будет получена на расчетный счет организации.

  1. Финансовые обязательства при первоначальном признании оцениваются по амортизированной стоимости с учетом затрат по сделке.

Пример.

Условие. 01.02.2017 г. НМФО «Доверие» получило денежные средства по договору (соглашению) с Департаментом госимущества Чувашской Республики на развитие системы микрофинансирования в сумме 1 000 000 руб. на 2 года.

Субсидия по истечению 2 лет не была возвращена. Рыночная ставка дисконтирования – 14% годовых.

 

Требуется определить каков порядок отражения в учете и отчетности финансового обязательства при первоначальном признании и последующей оценке?

Решение:

  1. Бухгалтерские записи.

 

Дата Дт Кт Сумма, руб. Содержание проводки
01.02.2017 20501 42808 1 000 000 Поступила на расчетный счет средства финансовых органов субъектов РФ и органов местного самоуправления
01.02.2017 42821 71507 230 532,47 Отражена сумма корректировки, уменьшающие стоимость привлеченных средств финансовых органов субъектов РФ и органов местного самоуправления при признании условных процентных расходов по методу ЭСП

 

В течение 2 лет корректировки, уменьшающие стоимость привлеченных средств, будут списаны обратной проводкой Дебет 71507 Кредит 42821.

 

После окончания срока действия соглашения по предоставлению госсубсидии в учете отражается выбытие финансовых обязательств с последующей капитализацией.

 

 

Дата Дт Кт Сумма, руб. Содержание проводки
01.02.2019 42808 11001 1 000 000 Списание финансовых обязательств
  1. Раскрытие информации в отчетности:

Бухгалтерский баланс на 01.02.2017 г.

 

Статьи Сумма, руб.
Раздел 1. Активы

Денежные средства (20501)

 

1 000 000

Раздел 2. Обязательства

Финансовые обязательства, оцениваемые по амортизированной стоимости (42808)

 

 

1 000 000

 

Бухгалтерский баланс на 01.02.2019 г.

 

Статьи Сумма, руб.
Раздел 1. Активы

Денежные средства (20501)

 

1 000 000

Раздел 3. Чистые активы

Поступления от учредителей (11001)

 

1 000 000

 

  1. Аналитический учет.

п. 2.1.3 Приказу Минэкономразвития России от 25 марта 2015 г. № 167 «Гарантийная организация обеспечивает ведение раздельного учета средств целевого финансирования, предоставленных из бюджетов всех уровней, и средств, полученных от предпринимательской деятельности, а также ведение раздельного бухгалтерского учета по денежным средствам, предоставленным Гарантийной организации на осуществление основного вида деятельности (предоставление поручительств), и размещает полученные из бюджетов всех уровней средства на отдельных счетах.»

Аналитический учет на счете 110 «Целевое финансирование» ведется в разрезе источников  их поступления  и по назначению целевых средств.

Порядок построения лицевых счетов к счету 110:

1 – номер раздела Плана;

10 – номер лицевого счета первого порядка;

01 – номер лицевого счета второго порядка;

810 – признак рубля;

0 – признак доверительного управления (0);

0 – вид деятельности НПФ (0 для НФО);

0000000001 – лицевой счет по источникам образования и направлениям использования.

4.Учетная политика.

В учетной политике необходимо раскрыть метод учета госсубсидий, характер и размер госсубсидий, признанных в финансовой отчетности, а также указание на другие формы госпомощи, невыполненные условия и прочие условные события, связанные с госпомощью, которая была признана.

Источник: ОТРАСЛЕВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДАЙДЖЕСТ.

 

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect. clicking on ".mobile-menu-biblioteka-footer" toggles class "show" on ".block-menu-biblioteka" clicking on ".menu-top-menu-container li:nth-child(1)" toggles class "show" on ".menu-biblioteka" clicking on ".menu-top-menu-container li:nth-last-child(1)" toggles class "show" on ".menu-biblioteka"
Сервис обратного звонка RedConnect