75% новых клиентов МФО уже брали кредиты

По данным исследования, 75% клиентов впервые получают заем в МФО, перед этим уже взяв кредит. В первую очередь они получали кредиты наличными и POS-кредиты в среднем за 20-21 месяц до займа в МФО.

Какие кредиты берут заемщики МФО

Клиенты МФО предпочитают брать в первую очередь кредиты наличными, однако их доля падает. Если в первом полугодии 2015 года такие заемщики составляли 44,9% от всех, бравших кредиты перед тем, как прийти в МФО, то в 2016 их было уже 39,6%, а в этом году – 38,1%.
На втором месте по популярности – POS-кредиты, которые до этого всегда были третьими. В 2015 году их брали лишь 19,1% клиентов МФО, в 2016 – 24,9%, а в 2017 уже 30,8%.

В 2017 году со второй позиции на третью переместились кредитные карты. С 2015 года доля клиентов МФО, предпочитающих этот продукт, снизилась с 34,8% до 29,8%.

Автокредиты, ипотеку и кредиты с обеспечением традиционно берут очень немногие клиенты МФО – в этом году на них пришлось 0,4%, 0,7% и 0,2% соответственно.

Как скоро клиенты банков приходят в МФО

По данным исследования, за последние два года увеличился срок между последним кредитом и первым займом в МФО. Если в 2015 году, получив кредит наличными, за займом обращались в среднем через 15 месяцев, то в 2017 уже через 21.

Чуть меньше срок вырос для кредитных карт – с 16 месяцев до 20. Также вырос срок между займом и автокредитом – с 23 до 28 месяцев, ипотекой – с 16 до 21 месяца – и кредитом под залог – с 21 до 25 месяцев. Единственным продуктом, после которого в МФО не стали приходить позже – это POS-кредиты, по которым срок остался на уровне 16 месяцев. Уже второй год между ними и займами проходит меньше всего времени.

Средние суммы банковских кредитов

Больше трети клиентов получали в банках кредиты на сумму менее 20 тыс. руб. При этом доля бравших кредиты такого размера выросла за последние два года с 33,4% до 36,7%. Также увеличилась доля клиентов с кредитами на сумму 20-50 тыс. руб. – с 27,1% до 30,4%.

А доли клиентов, получавших перед займами крупные суммы, напротив, снизились: бравших 50-100 тыс. руб. стало 15,1% вместо 16,4% двумя годами ранее, а тех, кто получал свыше 100 тыс. руб. теперь 17,8% вместо 23,2%.

Николай Мясников, заместитель генерального директора ОКБ:

По данным ОКБ почти 90% взрослого населения России имеют кредитный опыт, поэтому неудивительно, что 75% новых клиентов МФО когда-либо брали кредиты в банках. Также стоит учитывать, что МФО в принципе неохотно кредитуют заемщиков без кредитной истории: в 2017 г. вообще не имели кредитной истории менее 14% их новых клиентов.

Исследование подтверждает, что аудитория банков и МФО сильно пересекается. Так самыми популярными банковскими продуктами у новых клиентов МФО были небольшие беззалоговые или POS-кредиты, чьи средние суммы вполне сопоставимы со средним чеком займа онлайн-МФО, который составляет 13,7 тыс. руб.

Скорее всего в МФО идут заемщики, которые по каким-либо причинам не могут получить новый кредит в банке. Так по нашим данным 30% заемщиков, которые получали заем МФО в 2017 г. не имели на тот момент других открытых кредитов или займов.

Не стоит также забывать и еще об одной причине, когда заемщики не справляются с текущими кредитными обязательствами и берут небольшой заем для внесения очередного платежа по кредиту или погашению другого займа. Это также подтверждается нашей статистикой – 23% людей, получивших в 2017 г. заем в МФО, имели просрочку платежа 30 и более дней по ранее открытым обязательствам.

Мамука Ризаев, финансовый директор сервиса онлайн-кредитования Е заем:

Подавляющее большинство новых клиентов МФО имеют кредитную историю в банках, так как долгое время последние активно наращивали портфели, агрессивно привлекая новых заемщиков. В кризис кредитование клиентов «с улицы» остановилось, и банки сфокусировались на участниках зарплатных проектов и самых низко рисковых заемщиках. Однако спрос на заемные средства остался, и многие граждане смогли получить их в МФО.

При этом среди тех, кто получал займы впервые, сильно выросла популярность POS-кредитов. Я думаю, это связано с распространением программ 0-0-24 и подобных им, когда клиент не переплачивает за товар. За время кризиса россияне стали гораздо более грамотными в финансовых вопросах, начали внимательнее относиться к личным финансам и научились находить самые выгодные кредитные предложения.

Источник: ОКБ и сервис онлайн-кредитования Е заем.

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect. clicking on ".mobile-menu-biblioteka-footer" toggles class "show" on ".block-menu-biblioteka" clicking on ".menu-top-menu-container li:nth-child(1)" toggles class "show" on ".menu-biblioteka" clicking on ".menu-top-menu-container li:nth-last-child(1)" toggles class "show" on ".menu-biblioteka"
Сервис обратного звонка RedConnect